Стоит ли делать прививки детям

Ваш ребёнок должен быть защищен от всего, от чего может быть защищён!

Почитайте о мифах и фактах и сделайте верный выбор — http://www.sweeslee.com/vaccination-baby

1 · Хороший ответ

Обязательно! Современные вакцины направлены на то, чтобы защищать от заболеваний и снижать эпидемическую нагрузку, а не «портить» иммунную систему детей. Плюс прививки еще и тренируют иммунитет.

Помогите, не могу спать ночью! Нужно делать прививку АКДС, но я боюсь ее делать! А вдруг после прививки мой ребенок станет аутистом! Что посоветуете?

Вообще я за прививки. Читала за и против, и все равно за. Кроме, пожалуй, прививок от гриппа.

Моей дочери 15. Я проставила ей все прививки, которые были показаны в каждой фазе возраста. Никаких последствий, о которых бы я пожалела, не было.

Если рассуждать на тему «а что будет после прививок», то следом нужно поднять тему «а что будет, если их не делать?».

Меня бомбит от голых рассуждений и заявлений. Люди приводят в пример последствия прививок, а результаты отсутствия не приводят. А такие результаты тоже есть.

Отказываться без объективных причин от прививок — это то же самое, что отказываться от электричества и шариковой ручки. Результатами прогресса нужно пользоваться. Это же очевидно.

Но, в любом случае, это ваша ответственность. Ребенок сам за себя ее нести не может. Вы ее несете. Негативные последствия могут быть и в одном, и в другом случае. И позитивные тоже. И статистика тут роляет относительно. Потому что все, по большому счету, — лотерея.

Нужны ли прививки детям: обзор противопоказаний и мнение специалиста

Вакцинация плотно вошла в нашу жизнь. Особенно в жизнь детей и их родителей. Ведь именно детский период, как никакой другой, насыщен прививками и, вместе с тем, вопросами. Зачем грудному ребёнку столько прививок? А он потом не заболеет этой болезнью? А часто возникают реакции на эту прививку? А если у него аллергия? А может, обойдемся без неё?

Это далеко не полный перечень вопросов родителей. Одни всецело доверяют своему доктору, другие активно спрашивают и сомневаются, третьи наотрез отказываются. На все эти вопросы не ответишь парой — тройкой фраз.

Непосредственно сам процесс вакцинации неразрывно связан с работой иммунитета. А иммунитет – вещь для понимания сложная, обросшая мифами, противоречиями и заблуждениями.

И чтобы ответить на этот вроде бы несложный вопрос, вынесенный в название статьи, надо ориентироваться в основных понятиях, которые касаются прививок и их влияния на иммунитет и организм ребёнка в целом.

Что такое вакцинация? Виды вакцин

Вакцинация — это способ приобретения активного иммунитета к определённым заболеваниям, путём введения в организм специальных препаратов – вакцин.

Прививки являются основным методом управления заболеваемостью, который может радикально влиять на эпидемический процесс, делает болезнь управляемой.

С помощью вакцин была нейтрализована натуральная оспа и значительно уменьшена заболеваемость и смертность от таких заболеваний, как корь, дифтерия и коклюш.

Что же происходит в организме после поступления в него вакцинального препарата? Иммунитет начинает реагировать выработкой защитных факторов – антител. Их можно обнаружить уже через несколько недель. Затем, в течение месяца, количество их растет, достигает своего максимума и начинает снижаться.

Для защиты от бактериальных инфекций производится серия из трёх инъекций с промежутком не менее месяца.

Для большей устойчивости и эффективности иммунной защиты проводят ревакцинацию, вследствие которой уровень антител быстро повышается и держится на должном уровне в течение определённого количества лет.

В настоящее время применяются следующие виды вакцин:

  • живые вакцины. Изготовлены на основе живых ослабленных микроорганизмов. К ним относятся: вакцина против туберкулеза (БЦЖ), оральная полиомиелитная вакцина, живые вакцины от кори, от паротита и против краснухи. В большинстве стран из этого списка используется только БЦЖ;
  • убитые вакцины. Получаются путём обезвреживания возбудителей. Это инактивированная вакцина от полиомиелита (ИПВ) и коклюшная вакцина, входящая в состав поливакцины АКДС;
  • вакцины, полученные в результате генноинженерного синтеза. Это вакцины против гепатита В;
  • анатоксины. Получены путем обезвреживания токсинов возбудителей. В основном это происходит при использовании формалина в качестве обезвреживающего агента. Так получают столбнячный и дифтерийный компоненты АКДС;
  • поливакцины. С их помощью проводится вакцинация сразу от нескольких возбудителей. При этом достигается уменьшение числа инъекций. Примерами являются: АКДС (прививка от коклюша, дифтерии, столбняка), Тетракок (от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита), Приорикс или КПК (от кори, краснухи и паротита).

В каждой стране есть национальный календарь профилактических прививок, на основании которого составляется индивидуальный план вакцинация детей и взрослых. Он может изменяться с течением времени или с разработкой и регистрацией новых вакцин.

Вакцины бесплатные, но в большинстве случаев имеется коммерческий аналог, который родители могут приобрести за свои деньги. Во многих странах, а некоторые теперь и в России, в календарь входят прививки от гемофильной палочки, разработаны вакцины от гепатита А, ротавирусной инфекции, ветряной оспы и пневмококковой инфекции.

Помимо плановых профилактических прививок, существуют вакцины, которые используют по эпидемическим показаниям. К ним относятся прививки от гриппа, бешенства, жёлтой лихорадки, брюшного тифа, чумы и холеры.

Узнайте о том, когда и как ставится прививка от такого заболевания, как коклюш у детей, из материала детского врача.

О том, можно ли предупредить паротит у детей с помощью профилактической вакцинации, рассказывает специалист.

Противопоказания к проведению прививок

Перед вакцинацией доктор в обязательном порядке осмотрит ребёнка и расспросит родителя о сопутствующих заболеваниях, реакциях на предыдущую прививку, возможной аллергии. В случаях наличия противопоказаний даётся медотвод.

Это может быть один месяц или несколько, а может и год. При необходимости ребёнок направляется на анализы или консультации специалистов.

Медотвод — вещь серьёзная. Особенно если он довольно продолжительный. Ведь при этом нарушается заранее продуманный процесс иммунизации. Антитела вырабатываются, но их концентрации может не хватить для адекватной и длительной защиты.

Противопоказания бывают временные и постоянные (абсолютные), ко всем вакцинам или к каким-то определённым.

Абсолютные противопоказания:

  • сильная реакция или осложнение на предыдущую прививку;
  • для всех живых вакцин: беременность, иммунодефицит, новообразования;
  • для БЦЖ-вакцины: масса тела новорождённого менее 2000 гр;
  • для вакцины против краснухи – анафилактическая реакция на аминогликозиды;
  • для вакцины против коклюша: афебрильные судороги в прошлом, прогрессирующие болезни нервной системы;
  • для вакцины против гепатита В – аллергия на дрожжи.
  • острая респираторная инфекция с повышением температуры тела;
  • кишечная инфекция;
  • обострение или декомпенсация хронического заболевания.

За последние двадцать лет список противопоказаний значительно уменьшился. По результатам исследований и наблюдений, осложнений при этом больше не стало. Но и здоровье детей не изменилось в лучшую сторону.

Всегда есть группа риска – дети с определённой сопутствующей патологией. Это могут быть пороки сердца, наследственные заболевания, аллергия, анемия, энцефалопатия или дисбактериоз. На сегодняшний момент они относятся к ложным противопоказаниям. Дети эти активно прививаются.

Таким детям необходима определённая подготовка перед прививкой, о которой обязательно надо спрашивать у своего врача. Практически здоровых детей тоже полезно подготовить к этой процедуре.

Подготовка к прививке

Для того, чтобы всё прошло как можно успешнее, необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Состояние здоровья ребёнка. Малыш накануне проведения процедуры должен быть здоров.

Причем не только по оценке доктора. Бывает, что явных симптомов нет, но мама рассказывает, что с ребёнком «что-то не то». Может, немного хуже поел или более беспокойно себя вел, меньше обычного спал.

Это может быть первыми признаками какой-нибудь болезни. И, конечно, температура должна быть нормальной, никакой сыпи, никаких катаральных явлений в виде насморка или кашля.

Если отмечается склонность к запорам, обязательно наладьте стул (препаратом лактулозы, к примеру).

Если ребёнок склонен к аллергии, желательно за несколько дней до прививки начать принимать препарат кальция и антигистаминное средство. Длительность приёма зависит от назначений вашего доктора. В среднем, это дней пять.

  1. Не кормите усиленно ребёнка перед прививкой. Будет лучше, если он будет слегка голодным.
  2. В день проведения прививки не планируйте длительных походов по врачам-специалистам. Зашли к своему доктору, получили после его осмотра допуск к вакцинации, привились, выждали полчасика перед кабинетом. И домой. Лишний час в очереди под другими кабинетами намного повышает риск подхватить какую-нибудь инфекцию от недалеко стоящего ребёнка.
  3. После вакцинации посидите минут 30 перед прививочным кабинетом. В случае возникновения аллергической реакции немедленно в него обратитесь. Желательно после ещё часок погулять где-нибудь поблизости.

По возвращении домой не торопитесь накормить малыша. Обязательно дайте попить водички или морса. В последующие несколько дней давать кушать по аппетиту и обильно поить. Купать можно на следующий день. Обязательно гуляйте.

Очень часто после прививки у малыша появляются признаки недомогания, повышается температура, в месте укола может быть небольшое покраснение. Это не осложнение. Это ответная поствакцинальная реакция иммунитета. Начинают вырабатываться антитела. При лихорадке дайте ребёнку препарат ибупрофена или парацетамола, а на ночь поставьте свечку. Как правило, это проходит за несколько дней.

На следующий день медсестра или доктор обязательно должны поинтересоваться состоянием здоровья малыша. Но, если вас что-либо беспокоит, не ждите, тут же обратитесь за помощью.

Поствакцинальные осложнения

Крайне редко, но и это случается. И родителям очень важно знать, когда стоит бить тревогу:

  • местные осложнения. Проявляются в виде воспаления в месте инъекции. Кожа на ощупь горячая, припухшая, покрасневшая, прикосновение к ней болезненно.

Такая инфильтрация может в дальнейшем развиться в абсцесс или даже в рожистое воспаление. Возникает как следствие нарушения техники проведения процедуры и правил асептики;

  • тяжёлые аллергические реакции. Это очень серьёзно. При их возникновении счёт идёт на минуты. Могут развиться в течение суток после прививки, а анафилактический шок уже в первые часы.

Внимательно следите за состоянием ребёнка. При первых жалобах на зуд, затруднённое дыхание, бледность, отёк кожи и более глубоких слоёв — немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Именно поэтому первые несколько часов желательно находиться поблизости от поликлиники;

  • судороги и поражения нервной системы (энцефалиты, менингиты, невриты и полиневриты). В большинстве случаев провоцируется вакциной АКДС. Чаще всего не возникают на ровном месте.

У ребёнка в анамнезе могут отмечаться энцефалопатии или другие нарушения в работе центральной нервной системы;

  • вакциноассоциированный полиомиелит. Встречается после прививки живой оральной вакциной – ОПВ.

На сегодня большинство стран исключили эту вакцину из своего национального календаря прививок, оставив ИПВ – инактивированную полиомиелитную вакцину. Вводится она внутримышечно и в большинстве случаев неприятностей не приносит;

  • генерализованная инфекция после введения вакцины БЦЖ — в виде остеомиелитов и оститов. Описание этих осложнений, конечно, многим родителям внушают тревогу и страх перед прививками.

Одна только лихорадка у трехмесячного ребёнка в течение нескольких дней после вакцинации АКДС может стать причиной последующих отказов, не говоря уже о большем.

Многие родители скажут, что не прививали своего ребёнка, ничем при этом не болели и не «грузили» иммунитет малыша. Но этим самым создается неиммунизированная прослойка в детском и взрослом населении, что в будущем может повлечь вспышку эпидемии, как было в допрививочную эру.

Да, риск при проведении вакцинации есть. Но в каждом отдельном случае он разновелик. Ежедневно прививается огромное количество детей. У подавляющего большинства всё проходит гладко. Но, к глубочайшему сожалению, случаются и смертельные исходы.

Я не ставлю целью этой статьи склонить к обязательному прививанию вашего ребёнка. У этого метода активной профилактики есть свои плюсы и свои минусы. Всё очень индивидуально. Но риск развития осложнений и летального исхода при заболевании у не привитого ребёнка на порядок выше, чем у привитого.

В то же время, если есть сопутствующая патология, будь то аллергические заболевания, нарушения иммунитета, наследственные заболевания или реакция на предыдущую прививку, не забудьте рассказать доктору во всех подробностях, если он об этом не знает.

Возможно, потребуется консультации специалистов, дополнительные анализы. Обязательно выполните все назначения и рекомендации врача. Каждый раз перед прививкой вы даёте своё согласие. И в вашей власти, чтобы оно было как можно более информированным и осознанным.

Нужно ли детям делать прививки: мнения специалистов со всеми “за” и “против” вакцинации

Родители часто задаются вопросом, надо ли прививать ребенка, или лучше отказаться от вакцинации. Прививки действуют против опасных болезней, которые в ряде случаев заканчиваются инвалидностью. Вакцинация проводится для выработки иммунитета к конкретному заболеванию. Важно правильно оценить, насколько велик риск отказа от инъекции, и понимать, что побочные реакции от вакцинации могут принести меньше вреда, чем последствия самой болезни.

К тому же, отдать малыша в детское дошкольное учреждение без сертификата о сделанных прививках весьма проблематично. К моменту поступления в детский сад желательно сделать все положенные прививки.

Для чего проводится вакцинация, является ли она обязательной?

Иммунитет защищает организм от патологических микробов и вирусов, поступающих извне. Различают врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет:

  • Врожденный формируется еще в зародышевом состоянии и носит наследственный характер. Он отвечает за невосприимчивость детского организма к конкретному виду вирусов.
  • Адаптивный иммунитет формируется по мере развития ребенка в течение жизни. Иммунная система перестраивается, адаптируется к новым вирусам и защищает от них человека.

Иммунная система распознает попавший в организм вирус, и вырабатываются антитела, которые интенсивно размножаются и поглощают вирусную клетку, убивают ее. После такой борьбы несколько антител сохраняются в организме. Это «клетки памяти», которые мгновенно размножаются и активизируются в случае повторного попадания вируса в кровь. Благодаря «клеткам памяти» ребенок не заболевает второй раз, у него уже выработан адаптивный иммунитет. Вакцинация направлена на формирование у человека приобретенного иммунитета.

Различают живую (вводится ослабленный вирус) и инактивированную (вводится мертвый вирус) вакцины. После обеих процедур запускается механизм развития «клеток памяти», которые в будущем защищают малыша от болезни. При использовании инактивированных вакцин осложнения исключены, т.к. ребенку вводится мертвый вирус. После живых вакцин у малыша возможно развитие легкой формы заболевания, которая позволит в будущем избежать тяжелого протекания болезни.

В советское время детская вакцинация была обязательной, и вопрос выбора не стоял так остро. Сейчас прививки малышам делаются с письменного согласия родителей, и у них есть право отказаться от процедуры. При этом родители берут на ответственность за риски, связанные с вероятностью инфицирования малыша – адаптивный иммунитет к вирусу у ребенка будет отсутствовать.

Перечень прививок для детей разного возраста

Существует календарь прививок, по которому проводят вакцинацию детей (подробнее в статье: календарь прививок для детей от 0 до 14 лет). Однако строгое соблюдение всех сроков не всегда возможно. После перенесенной ребенком простуды должно пройти определенное время, прежде чем педиатр позволит сделать прививку. В связи с этим сроки, обозначенные в календаре, могут варьироваться. Однако если по плану стоит ревакцинация (повторная прививка для закрепления приобретенного иммунитета), то со сроками затягивать не стоит.

Возраст Наименование прививки Порядковый номер вакцинации
1 сутки Гепатит В 1
3-7 день БЦЖ (против туберкулеза) 1
1 месяц Гепатит В 2
3 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция 1/ 1/ 1
4 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: какой может быть реакция на прививку АКДС у ребенка?) 2/ 2/ 2/ 1
6 месяцев АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ гепатит В/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: сколько времени нельзя купать ребенка после прививки АКДС?) 3/ 3/ 3/ 2
12 месяцев Корь, краснуха, паротит 1
6 лет Корь, краснуха, паротит (подробнее в статье: график прививок от кори, краснухи и паротита) 2
7 лет Манту (см. также: альтернатива пробе Манту – Диаскин тест: что это такое?) 2

Особое место занимает ежегодная вакцинация от гриппа, которую можно проводить детям старше 6 месяцев. В разгар эпидемии риск подхватить вирус очень высок, особенно у детей, посещающих садик и школу. Грипп может давать осложнения на внутренние органы и опорно-двигательную систему. Вообще сезонная вакцинация против гриппа является добровольной, но крайне желательной. Сделать эту прививку надо заранее. В разгар эпидемии прививаться уже нет смысла. Когда же врачи рекомендуют делать противогриппозную вакцинацию? Оптимально ввести вакцину за 3-4 недели до начала эпидемии.

Детям, посещающим детские сады и школы, рекомендуется проводить ежегодную вакцинацию против гриппа

Еще один актуальный вопрос – можно ли делать прививку ребенку с незначительными симптомами простуды? Нет, важно прививать только полностью окрепшего малыша после тщательного осмотра педиатром.

Типичные реакции на прививку

После прививки могут возникнуть определенные реакции, которые являются допустимыми: покраснение и опухание места укола, повышение температуры, головная боль, общее недомогание, капризность. Эти симптомы проходят в течение 2-х суток. Наиболее тяжелые побочные проявления отмечаются после вакцинации АКДС: температура может подниматься до 39ºС и держаться до 3 дней. Малышу надо давать жаропонижающие средства (Нурофен, Калпол, свечи Цефекон) и обеспечить ему покой.

Какие препараты можно дать при покраснении и зуде? Лучше всего помогут антигистаминные капли Зиртек, Фенистил, Супрастин.

Аргументы “за” вакцинацию

Прививки защищают детей от многих болезней, от которых нет профилактических препаратов. Вакцинация – единственный возможный способ предотвратить заражение малыша коклюшем, столбняком, полиомиелитом, туберкулезом.

Некоторые прививки дают активную защиту в первые годы после введения вакцины, а потом их действие снижается. Например, адаптивный иммунитет против коклюша исчезает по мере роста ребенка. Однако коклюшем опасно переболеть именно до 4 лет. В этом возрасте болезнь грозит малышу разрывом кровеносных сосудов и тяжелой пневмонией. Только сделанная по плану прививка (в 3, 4 и 6 месяцев) защитит ребенка от страшной инфекции.

Аргументы в пользу вакцинации:

  • формирование адаптивного (приобретенного) иммунитета против возбудителей опасных и смертельных заболеваний;
  • массовые вакцинации позволяют подавлять вспышки вирусных инфекций и не допускать развития эпидемий кори, краснухи, паротита, полиомиелита, туберкулеза, гепатита В и многих других болезней, результатом которых может стать инвалидность ребенка;
  • непривитому ребенку ставятся негласные «преграды» при поступлении в детский сад, поездке в загородный летний лагерь – оформление малыша в любое учреждение, в том числе и в школу, требует наличия сертификата о прививках и карты иммунизации;
  • прививки детям до года и старше делают под контролем медицинского персонала, который несет за это ответственность.

Также важно ставить прививки абсолютно здоровому человеку. После перенесенных ОРВИ следует выдержать интервал в 2 недели и правильно подготовить малыша к введению вакцины. Проводить ревакцинацию (повторную иммунизацию) необходимо в строго установленные сроки. Эти простые правила позволят достигнуть максимального эффекта при минимуме побочных эффектов.

Перед проведением вакцинации необходимо убедиться, что ребенок полностью здоров

Аргументы “против”

Многие родители считают, что новорожденных малышей прививать не нужно, потому что у них уже есть врожденный иммунитет, а химические вакцинные препараты его разрушат. Однако действие профилактических прививок направлено на развитие и укрепление именно адаптивного иммунитета, и они никак не влияют на врожденный. Поэтому понимая принцип работы иммунной системы, можно смело опровергнуть этот аргумент.

Противники вакцинации ссылаются на побочные эффекты и возможные осложнения. В ряде случаев у новорожденных появляется покраснение и нагноение в месте укола, аллергические реакции, лихорадка – это ответная реакция организма на введенные штаммы вирусов, которая является допустимой нормой. Серьезные осложнения возникают крайне редко и обусловлены нарушением техники выполнения вакцинации, плохим качеством лекарства, нарушением условий его хранения.

Почему нельзя делать профилактические уколы от серьезных заболеваний? Родители приводят массу аргументов в пользу отказа:

  • эффективность вакцин полностью не доказана;
  • у новорожденных не проводится полное медицинское обследование;
  • ответная иммунная реакция у новорожденного очень слаба (особенно в первую неделю, когда делаются 2 основные прививки – БЦЖ и гепатит), поэтому вакцинация не дает нужного эффекта и принесет только вред;
  • заболевания легко переносятся в детском раннем возрасте и не имеют тяжелых последствий (краснуха, корь) – это мнение родителей ошибочно;
  • высок процент возникновения осложнений после вакцинации, нет индивидуального подхода к каждому малышу;
  • ненадлежащее качество вакцин, неизвестные производители, безответственный подход медицинского персонала к хранению препаратов.

Мнение доктора Комаровского

Нужно ли обязательно делать прививки своим детям? На этот вопрос известный доктор Комаровский отвечает очень подробно. По его мнению, после любой вакцинации остается небольшая вероятность заболеть. Однако исход заболевания не будет таким плачевным, и малыш перенесет болезнь в легкой форме. Главное – следовать определенному графику, который можно составить индивидуально с учетом особенностей организма ребенка.

Известный педиатр Е. О. Комаровский придерживается мнения, что вакцинация – высокоэффективный способ уберечь детей от опасных инфекционных болезней

Чтобы иммунная система правильно отреагировала на прививку и смогла выработать нужное количество антител, малыш должен быть полностью здоров. Какие моменты нужно учесть родителям? Комаровский дает несколько полезных советов:

  • не экспериментировать с новой едой, не вводить прикорм за несколько дней до прививки;
  • сутки перед вакцинацией ребенка выдержать на диете, чтобы не перегрузить пищеварительный тракт;
  • не употреблять пищу за час до и через час после вакцинации;
  • обеспечить правильный питьевой режим в количестве 1-1,5 л воды в сутки, чтобы вымыть из организма токсины от вакцины;
  • после прививки нельзя посещать места скопления людей, не находиться на палящем солнце и остерегаться сквозняков.

Возможные последствия отказа от прививок

Отказ от прививок грозит возможными тяжелыми заболеваниями на протяжении всей жизни. Ребенок будет контактировать с другими детьми, посещать детские заведения и массовые мероприятия, и в случае присутствия рядом носителя болезни непременно заразится сам. Последствия болезней, уберечься от которых можно только с помощью профпрививок, бывают крайне тяжелыми, вплоть до летального исхода. Невакцинированный малыш в случае болезни будет являться распространителем заболевания и заразит других членов своей семьи. Однако родители имеют право отказаться от прививок, заранее подписав соответствующие документы.

Вакцинация — за и против. Мнения авторитетных специалистов

В Интернете уже на протяжении нескольких лет активно обсуждается открытое письмо онкоиммунолога Веры Владимировны Городиловой, зам. директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена по научной работе, руководителя лаборатории клинической иммунологии опухолей, адресованное ею в Национальный комитет по биоэтике. Нам трудно сказать, насколько подлинным является этот документ — ведь Вера Владимировна скончалась еще в «доинтернетную эпоху», в 1996 году, однако само содержание письма до сих пор активно дискутируется в Интернете.

Сегодня мы решили привести текст этого послания и самый актуальный ответ на него — открытое письме врача-инфекциониста Центра новых медицинских технологий, преподавателя медицинского факультета НГУ Петра Гладкого, которое он опубликовал на своем сайте.

Если у вас есть сомнения, ставить ли прививки вашему ребенку, — прочитайте обе статьи и сделайте выводы!

Открытое письмо онкоиммунолога

Профессора В.В. Городиловой

Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего «поствакцинального состояния», начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах «нормы» через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.

После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь — макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?

Грубое нарушение защитного механизма «иммунотерапией» вызывает ускоренную потерю «иммуносилы», допускаю — инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям.

Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие «расход» определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.

Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.

Полностью разделяю требования Галины Червонской — прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела — их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и «помолодевшие» аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них — детский лейкоз.

Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.

На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение — отёк мозговых оболочек.

Каждый человек — индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится — предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.

Добавлю к этому что реакция Манту — тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм «обязан» выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена — туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом — покраснением разной величины. Эта диагностическая проба — ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже — чужеродный белок, аллерген.

Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?

Думаю, мы занимаемся не «той» вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.

Иммунная система не выдерживает «планового натиска», она ломается, функции её извращаются, она «сбивается с курса», предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям. Растёт аллергия среди малышей — есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой — по этим проблемам публикации неисчислимы.

Разбалансированная иммунная система «не замечает» неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после «поствакцинального напряжения» во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.

Иммунная система — тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения — стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение — процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс «расходования» лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами — вакцинами.

Известный хирург, академик Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье», утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями «здоровье» и «болезнь». К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где «переходные стадии» между здоровьем и «малой болезнью» — прививкой?

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата «сверхнагрузки». Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований.

Почему я против отказа от прививок

Врач-инфекционист Центра новых медицинских технологий, преподаватель НГУ Петр Гладкий

Ответ на открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой

Несмотря на то, что польза профилактических прививок на сегодняшний день кажется очевидной не только врачам-инфекционистам и вакцинологам, но всем, кто заботится о здоровье – до сих пор можно встретить статьи, сводящие на нет все усилия специалистов по ликвидации инфекционной заболеваемости. Одна из них – открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой.

Ни в коей мере не пытаюсь поставить под сомнение квалификацию и опыт уважаемой коллеги, это за пределами моей компетенции.

Речь пойдет только о том, что мне видится самым важным: об ошибочных посылах, и следующих за ними неверных выводов; о неверно расставленных на мой взгляд акцентах и о том, какой вред это может нанести обычному человеку, после прочтения такой статьи. Именно это и побудило меня выступить с открытым ответом на упомянутую статью.

Итак, что же пишет автор? На что обращает наше внимание?

1. Очень многие вакцины вредны и опасны (примеры: БЦЖ, так как нагружают еще не зрелый тимус новорожденного ребенка; АКДС, так как содержит токсичный коклюшный компонент, и другие – живые и ослабленные вакцины).

2. Очень часто врачи прививочных кабинетов и школ проводят вакцинацию формально или даже принудительно, не учитывая противопоказаний. В результате – часто развиваются поствакцинальные осложнения.

3. Из всего указанного следует, что поголовная вакцинация – зло, что она должна быть запрещена, а те кто этого не понимают и продолжают выполнять приказ Минздрава – преступники. Кроме того, вызывает большие сомнения тот факт, что сейчас актуальна вакцинация против дифтерии (в оригинальном тексте – дифтерита) и других инфекций – их давно нет. Продолжение всеобщей вакцинации против большинства инфекций на фоне все чаще регистрируемых осложнений – преступление. Она должна проводиться выборочно.

Что можно возразить против этого?

1. Идея вакцинации, как прививки болезни в легкой форме, в свое время получила популярность не благодаря безопасности тогдашних прививок, а наоборот, благодаря их эффективности и вопреки известным рискам. Потому что инфекционные болезни во все времена уносили огромное количество жизней. С внедрением вакцин резко снизилась заболеваемость натуральной оспой и смертность от нее, а в 20 веке она была признана ликвидированной – в 1980 была отменена и вакцинация. На примере оспы (конечно, с оговоркой, что нельзя полностью исключить ее возврат) можно понять, что вакцинация, проводимая не от хорошей жизни, с ликвидацией болезни может быть также отменена. Но это возможно ТОЛЬКО при создании иммунной прослойки у 95 – 97% населения – значит, только при ВСЕОБЩЕЙ вакцинации против инфекций, имеющих глобальное, пандемическое распространение.

2. Живые и убитые вакцины, безусловно, представляют опасность, так как содержат инфекционное начало, пусть и ослабленное. Однако, не следует путать вакцинальный процесс (инфекционный, но ослабленный) с поствакцинальным осложнением (которое само по себе является противопоказанием к дальнейшим вакцинациям данной вакциной). Понимая риск, современная наука стремится к уходу от вышеупомянутых вакцин и переходу на рекомбинантные, то есть генно-инженерные вакцины. Примеры: вакцина против вирусного гепатита В (она не содержит ослабленного вируса и поэтому не может вызвать даже легкую форму гепатита, желтуху новорожденных). Благодаря этой вакцине, внедренной в мировую практику в начале 21 века, манифестные формы болезни стали регистрироваться намного реже, смертность от фульминантной (молниеносной) формы болезни резко снизилась, количество заболевающих циррозом печени и первичным раком печени за счет гепатита В резко снизилось.

Там, где невозможно полностью уйти от вирусного начала, ушли от живых вакцин к инактивированным. Пример – ИПВ против полимиелита. Благодаря вакцинам против этой калечащей инфекции заболеваемость хотя и не ликвидирована полностью, но резко снижена, и вполне возможна ее ликвидация в обозримом будущем.

Ученые изобрели также способ очистки вакцины, предусматривающий сохранение только основных антигенов вируса, поэтому и лучше переносимых. Пример: субъединичные вакцины против гриппа.

3. Благодаря вакцинации против дифтерии (в которой сомневается автор статьи), заболеваемость снизилась с 41, 1 на 100 тыс. населения в довакцинальную эпоху за 5 лет сократился до 3,0.

В 1980 е годы существовала спорадическая заболеваемость почти исключительно взрослых – дети не болели, так как имели прививочный иммунитет. В начале 90х, на фоне массового отказа родителей от прививок, заболеваемость дифтерией резко возросла и в 1994 году приближалась к заболеваемости довакцинальной эпохи. С 2005 года эта инфекция не регистрируется в Новосибирске. Примерно тогда же исчезла и корь. Пандемического распространения этих инфекций не стало.

4. Подросло поколение людей – родившиеся в 1980е и позже – которые вообще не знают и не могут понять, как люди раньше жили в условиях высокой заболеваемости такими инфекциями, как дифтерия, корь, полиомиелит, тяжелые формы вирусных гепатитов. Но именно потому, что вакцинация проводится тотально, стало возможным свести заболеваемость ими к минимуму или даже полностью искоренить.

К сожалению, сейчас неблагополучно в области заболеваемости туберкулезом, в настоящее время болеют вполне социально адаптированные люди. И это несмотря на прививки БЦЖ, первая из которых делается еще в роддоме.

К сожалению, из-за токсичности коклюшного компонента вакцин АКДС (о чем упоминает автор) в свое время перешли на АДС-М, но и заболеваемость коклюшем сохранилась. Однако в последние годы, более безопасные импортные вакцины (Инфанрикс, Пентаксим) свели этот риск к минимуму.

Считаю, что доля истины в статье есть. Согласен с тем, что в поликлиниках и школах может быть нарушен индивидуальный подход, да и вызывает тревогу тот факт, что бесплатно можно поставить только самую дешевую прививку. Являюсь сторонником платных вакцинальных кабинетов и взвешенного подхода в проблеме оценки противопоказаний к вакцинации.

В прививочных кабинетах частных медицинских центров ведут прием врачи-иммунологи, которые вполне могут исследовать при необходимости иммунный статус прививаемого человека.

Однако, все эти вопросы решаемы, и важно, под каким углом зрения написана статья. Потому что от этого будет зависеть и то, последует ли за прочтением статьи массовый отказ от прививок или нет.

Акцент сделан на том, что всеобщей вакцинации вообще быть не должно. Вывод сделан на основании тревоги, которую вызывают поствакцинальные осложнения. Вывод сделан без учета и без знания ситуации по заболеваемости той или иной инфекцией.

Так для чего же прививают против инфекций, которые уже не регистрируются? (корь, дифтерия, полиомиелит)?

Они не регистрируются у нас, но могут вполне быть завезены из эндемичных регионов. Особенно это касается летучих инфекций. Поэтому пока они хоть где-то регистрируются, учитывая их опасность – к ним отношение такое же, как когда заболеваемость была высокой.

Итак, я считаю, что отказ от всеобщей вакцинации против инфекций, имеющих (или имевших в недавнем прошлом), пандемическое распространение, был бы большой ошибкой.

К сожалению, у нас нет единого взгляда на проблему инфекционной заболеваемости, их специфической профилактики и проблемы побочных реакций, вакцинального процесса, осложнений, риска развития опухолей. Каждая служба смотрит на эту проблему – опасности инфекций и опасности вакцинации — только с точки зрения своих приоритетов. Данная статья — попытка объединить усилия.

Интересно? поделись ссылкой в социальных сетях!

«Если не прививать детей, мы получим еще одну эпидемию». Педиатр — о вакцинации в период карантина

Нужно ли сейчас идти на прием к педиатру, если у ребенка подошел срок вакцинации, какие надо соблюдать меры предосторожности и нужно ли отложить прививку до окончания карантина, «Правмиру» рассказала педиатр клиники «Фэнтези» Рузанна Аванесян.

— Делать ли во время карантина плановую вакцинацию?

— Не только ВОЗ, но и центр по контролю заболеваемости (США) рекомендует прививать маленьких детей по графику. Это касается и детей первых двух лет жизни, и более старшего возраста, когда речь идет о ревакцинации перед школой. Потому что если мы сейчас перестанем это делать, то у нас к эпидемии коронавируса присоединятся эпидемии других инфекций.

Дополнительную вакцинацию рекомендовано отложить до окончания карантина, так же как другие плановые мероприятия. Речь идет о таких вакцинах, которые мы ставим не для предотвращения эпидемически значимых инфекций, а тех, которые встречаются реже — например, ВПЧ, гепатит А. Их можно отложить.

— Необходимо делать все плановые прививки?

— Их надо делать, потому что они реально защищают наших детей. И если мы сейчас снизим иммунную прослойку, то можем получить еще пару эпидемий.

— Не опасно ли в принципе делать прививки в период эпидемии?

— Сами по себе прививки никак на течение заболевания не влияют. Опасность состоит в том, что это лишний повод выйти из дома. Но здесь мы из двух зол выбираем меньшее.

Мы знаем точно, что если у нас сейчас детей перестанут прививать, мы получим эпидемию, как было, например, на острове Самоа. Там с 2018 года перестали прививаться от кори, после чего там резко выросла смертность от этого заболевания. В том числе умерло много детей. Мы не можем этого допустить. Мы должны защитить детей от опасных инфекций. Это главным образом такие заболевания, как коклюш, дифтерия и корь.

— Известно, что дети могут переносить коронавирус бессимптомно. Не опасно ли делать прививку, ведь ребенок уже может быть болен?

— Во многих клиниках, например, в нашей, принимаются все меры безопасности. Это дезинфекция на входе, масочный режим, отсутствие игрушек, постоянная обработка поверхностей. То есть максимально минимизируются риски, для того чтобы здоровые пациенты не контактировали друг с другом. Это делается на случай того, если они на данный момент являются носителями.

В клинике стараются не допустить лишних контактов людей между собой. Пациенты не сидят в холле, они сразу идут в кабинеты. Дети с лихорадкой и кашлем не допускаются на прием. Такие пациенты обязаны вызывать врача на дом.

— Как подготовиться к прививкам сейчас? Есть какие-то особые рекомендации?

— К прививкам в принципе готовиться не нужно. Прививки не делают в момент острого заболевания. Если есть температура, какие-то катаральные явления, естественно, вакцинация откладывается. В этот момент вас никто и не будет прививать, и не надо идти на амбулаторный прием.

Сейчас всем рекомендуется сидеть дома и соблюдать карантин. Подразумевается, что к моменту прививки вы здоровы, так как вы не ходите никуда и соблюдали режим самоизоляции. Лучшая подготовка — это соблюдение карантина. И добираться до клиники, чтобы сделать прививку, конечно, лучше не на общественном транспорте, а использовать личную машину или такси.

— Как быть с проверкой на туберкулез (манту)?

— Ее можно отложить. Это плановое мероприятие, которое делается раз в год. И если на пару месяцев вы его сместите, то эпидемии не случится. Тем более что для этого в клинику нужно два раза сходить — сделать пробу Манту и проверить реакцию.

Но если есть показания, то делать нужно. Если есть подозрение на туберкулез, то все диагностические мероприятия проводятся полностью. Отложить можно только плановую пробу Манту.

— Какие вы можете дать рекомендации тем, кто собрался делать прививки сейчас?

— Дети первого года жизни должны обязательно пройти весь цикл вакцинации. Они наиболее уязвимы, поэтому мы и делаем прививки в этом возрасте.

Лучше делать комбинированные вакцины, это тоже важно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector